Кружок Знатоков

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Кружок Знатоков » Общие вопросы » Пифагор и пифагорейство


Пифагор и пифагорейство

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Пифагор Самосский вошел в историю, как один из самых выдающихся интеллектуалов человечества. Пифагор создал собственную религиозно-философскую школу и прославился своими исследованиями во многих областях науки: математике, астрономии, медицине и прочих.

Вся история его жизни ещё в античные времена обросла огромным количеством всевозможных легенд и мифов, и отделить в ней правду от вымыслов очень сложно. Сам Пифагор не оставил сочинений, и все сведения о нём и его учении основываются на трудах его последователей и конкурентов, не всегда беспристрастных.

Основными имеющимися в нашем распоряжении источниками по жизни и учению Пифагора являются следующие сочинения:

• Ямвлих (242—306 гг.) «О Пифагоровой жизни»;
• Порфирий (234—305 гг.) «Жизнь Пифагора»;
• Диоген Лаэртский (200—250 гг.) кн. 8, «Пифагор».

Все эти авторы жили несколько веков спустя после Пифагора и в своих сочинениях опирались на сочинения более ранних авторов и дошедшие до них в устном пересказе многочисленные легенды. Отделить правду от вымыслов в этих сочинениях очень трудно.

Дата рождения Пифагора точно неизвестна. Предположительно он родился между 586-569 гг. до н.э., на греческом острове Самос (отсюда и его прозвище – «Самосский»). Отца Пифагора звали Мнесарх. Он был камнерезом, поэтому семья была достаточно обеспеченной.

Пифагор с ранних лет обнаружил необыкновенную одарённость и проявлял повышенный интерес к разным наукам и искусству. Дальнейшие сведения о его биографии очень противоречивы.

Тут есть и его путешествие с рекомендательным письмом к египетским жрецам, которые обучили его различным премудростям, и вавилонский плен, в котором он обучался у халдеев. В качестве его учителей упоминают также Ферекида Сиросского и дельфийскую жрицу Фемистоклею. Есть ещё упоминания, что он посещал Милет, где жил известный философ Фалес, образовавший первую в Греции философскую школу.

Где здесь правда, а где вымысел, сказать с полной уверенностью нельзя. Можно лишь точно утверждать, что большую часть своей жизни Пифагор потратил на обучение и овладение знаниями, причем получил их он из множества источников.

Об этом есть свидетельство у Гераклита, жившего всего на одно поколение позже Пифагора, примерно в 544 – 483 годах до н.э.

У Гераклита Пифагор подвергается постоянным нападкам. Возможно потому, что он видел в Пифагоре своего главного соперника, а возможно это качество его характера, так как почти все упоминаемые им лица (Гомер, Гесиод, Архилох, Ксенофан и Гекатей) получают свою долю порицания.

Негативное отношение Гераклита к Пифагору делает его ценным свидетелем. Он пишет: «Пифагор, сын Мнесарха, занимался исследованием более всех людей и, выбрав из этих сочинений, создал себе свою мудрость: многознание и обман. (Πυθαγόρης Μνησάρχου ἱστορίην ἤσκησεν ἀνθρώπων μάλιστα πάντων καὶ ἐκλεξάμενος ταύτας τὰς συγγραφὰς ἐποιήσατο ἑαυτοῦ σοφίην, πολυμαθίην, κακοτεχνίην.)»

Какие же сочинения мог иметь в виду Гераклит? Употребление слова συγγραφαί говорит о том, что речь идет о прозаических сочинениях, а не об орфических поэмах. А так как эти сочинения, скорее всего, были знакомы Гераклиту речь идет о сочинениях Ферекида Сиросского , Анакси¬мандра и Анаксимена. Обучение Пифагора в Египте и Вавилоне считается маловероятным.

Однако, как бы там ни было к 530 году до н.э., когда Пифагор появился в греческой колонии Кротон в Южной Италии, он уже имел собственное учение, в котором религия удачно сочеталась с научным подходом.

В Кротоне Пифагор со своим учением быстро завоевал популярность, и вокруг него сформировалось сообщество известное как «Союз Пифагорейцев». Это было религиозно-научно-политическим объединение, некий прообраз будущих рыцарских орденов, которое вскоре сосредоточило в своих руках политическую власть в Кротоне.

В этом сообществе учение Пифагора развилось, окрепло и, войдя в историю как пифагорейство, стало базой всей последующей европейской философии. В чем же заключались заслуги Пифагора и его учения?

Понятие Логоса.

Главным объектом изучения пифагорейцев был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Пифагор впервые применил к миру название «космос»(κόσμος), что по-гречески означает «порядок». Он считал, что в мире все упорядочено и нет ничего случайного, все происходящее закономерно и подчинено единому закону мироздания, который он называл «логос». В переводе с греческого слово λόγος означает: слово, мысль, смысл, понятие, число.

Хотя, сейчас принято считать, что термин «логос» ввел в оборот Гераклит, скорее всего, он заимствовал его у пифагорейцев, как и идеи пропорции и музыкальной гармонии, которые использовал в своей системе.

Возникновение философии. 

С глубокой древности людей, обладавшими большими познаниями в области мироустройства называли мудрецами, по-гречески - σοφοί. Пифагор же заявил, что человек априори не может полностью постичь весь закон мироздания и стать мудрым, а может только стремиться его познать, и узнать как можно больше.

Поэтому Пифагор впервые ввел понятие φιλόσοφος, то есть человек «любящий мудрость», стремящийся постичь закон мироздания. Так возникла философия, а первым философом стал сам Пифагор.

Первоначально философия была наукой обо всем, и лишь потом разделилась на отдельные области знаний. Поэтому современных учёных, по – старинке, можно назвать «философами отдельных областей знаний».

Роль чисел и развитие математики. 

Пытаясь постичь Логос, единый закон мироздания, Пифагор обратил внимание на существующие в природе числовые закономерности.

Проделав большую работу в этом направлении, пифагорейцы пришли к выводу, что в основе всех вещей лежат числа и числовые пропорции, и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Попытки просчитать природные закономерности привели к бурному развитию математики и астрономии, а пифогорейский числовой символизм привел к возникновению современной нумерологии.

Гармония. 

Дальнейшее развитие учения привело к выводу, что у всего в мире есть противоположности, а единство этих противоположностей создает гармонию, тот самый грандиозный космический порядок.

По словам ученика Пифагора Филолая: «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Пифагорейцами была составлена таблица 10 главных противоположностей, которую Аристотель привел в своей «Метафизике»:

• предел — беспредельное
• нечётное — чётное
• одно (единое) — множество
• правое — левое
• мужское — женское
• покой — движение
• прямое — кривое
• свет — тьма
• добро — зло
• квадрат — вытянутый прямоугольник (продолговатая форма)

Религия.

Пифагорейство не являлось чисто религиозным учением. Нет никаких данных о наличии у пифагорейцев какого-либо особого культа. Наиболее почитаемыми из богов у них были Музы и Аполлон Гиперборейский, культ которого был развит в Кротоне еще до приезда Пифагора.

Также нет никаких оснований полагать, что он и его последователи придали культу Аполлона некий особый характер.

Однако, точно установлено, что ключевой составляющей пифагорейского учения была идея о переселении душ, называемая метемпсихозом или реинкарнацией. Эта идея и до Пифагора была широко распространена в Греции, и скорее всего, Пифагор заимствовал её из орфизма.

Как и у орфиков, главной целью пифагорейцев было совершенствование души от рождения к рождению и приближение её божественному состоянию. Но в отличие от орфиков, они избрали для совершенствования души другой путь. Не участие в мистериях, а самосовершенствование, занятия наукой, искусством и спортом.

Образ жизни.

Взгляды пифагорейцев на пути совершенствования души и жизни в согласии с Логосом, привели к формированию их особого образа жизни (Πυθαγόρειος τρόπος τοῦ βίου) с элементами здорового аскетизма и строгой морали.

Нравственные заповеди их союза имели своею целью привести жизнь людей в гармонию с жизнью Вселенной, и как концептуальное положение для этого рассматривался принцип справедливости.

Большое значение пифагорейцы уделяли занятиям спортом, науками и искусством, а также вовлечению членов семьи в общественные дела.

2

Интересная теория.


Вы здесь » Кружок Знатоков » Общие вопросы » Пифагор и пифагорейство